Управление образования Павлодарской области

Электронная почта - kense.do@pavlodar.gov.kz

Instagram - @bilim_basqarmasy

Канцелярия - 8 7182 32-57-25
Приемная - 8 7182 32-09-65

Телефон доверия:
8 7182 320560
Call-центр:
8 777 450 19 48


 

История управления

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 15 января 1938 года образовалась Павлодарская область. Согласно Указу при областном Совете Исполнительного Комитета области были созданы отделы образования и культуры. Штат областного отдела образования и культуры состоял из 9 человек. Этот отдел управлял школами, средними учебными заведениями и учреждениями культуры. Руководителями системой образования на областном уровне в разные годы были: Морщинин П.С. (1938-1941 гг.), Баймагамбетов М.С. (1941-1942 гг.), Акышев Зейтин (1942-1944 гг.), Калданов Елеуке (1944-1946 гг.), Зорин Г.Д. (1946-1947 гг.), Акшолаков Т.К. (1947-1949 гг.), Гуляев В.Е. (1949-1954 гг.), Щербинко В.И. (1954-1964 гг.) Шаймерденов Т.Р. (1965-1988 гг.), Дайкенов Т.Е. (1988-1995 гг.), Ахметова Г.М. (1996-1998 гг), Овчинникова З.П. (1998-2002 гг.), Каримжанов Б.С. (2002-2008 гг.), и.о. Марданова А.К. (2008-2009 гг.), Буханова Г.Х. (2009-2010 гг.), Бексеитова Б.М. (2010 г. - по настоящее время). Первый детский сад открылся в Железинском уезде села Урлютюб 8 февраля 1921 года. В 1952 году в 18 детских садах области было 500 детей, а через 30 лет количество детских садов увеличилось до 480 с охватом 65 тысяч малышей.
На территории Павлодарского уезда работали школы разного типа. Среди них женская прогимназия, училище высшей ступени, три церковно-приходские школы и одно реальное училище, где работало всего 24 учителя. В конце 1920 года в уезде было 22 школы первой ступени, 6 семилеток, среди них 4 – в сельской местности. До Октябрьской революции в уезде не было ни одной казахской школы, а 1923 году работало 65 казахских школ. Кроме того, для беспризорных детей открылось 5 школ-коммунн. С целью ликвидации безграмотности местного населения вместе с созданием сети школ открылись 33 школы по ликвидации безграмотности. В эти годы расширились школы крестьянской молодежи, которые в будущем стали школами рабочей молодежи. Если в 1928 году было 15,9 тысяч учащихся, то 1932 году их количество возросло до 28,3 тысяч детей.
Увеличение контингента учащихся, развитие сети школ поставило вопрос об обеспечении их учительскими кадрами. В августе 1929 года из г. Усть-Каменогорска в уездный центр Павлодар переведен педагогический техникум, ныне Павлодарский педагогический колледж им. Б. Ахметова. На трех курсах и в подготовительных группах (младшая и старшая) обучалось до 120 человек. Выпускники направлялись в семилетние школы для работы учителями-предметниками. В числе первых учащихся техникума - будущий директор, Заслуженный учитель республики Б.А. Ахметов, Герои Советского Союза С. Муткенов и К. Сураганов, Герой Социалистического Труда М. Кабылбеков. Гордостью педколледжа являются его выпускники: известный поэт Музафар Алимбаев, один из авторов гимна республики Казахстан, К. Ламашарипов, посол Республики Казахстан в Саудовской Аравии и многие другие. В 1938 году в связи с образованием Павлодарской области в областном центре впервые начали строиться школы нового типа. Первые из них: №№ 8, 10, 11, 15.
В годы Великой Отечественной войны в жизнь школы вошли кардинальные изменения. Стояла задача быстро разместить эвакуированные детские дома и учебные заведения из оккупированных врагом территорий. В начале сентября 1941 года открылось 14 детских домов, охвативших 2028 детей. Часть помещений школ были переоборудованы под госпитали для раненных солдат.
В период освоения целинных и залежных земель была проделана большая работа по расширению сети школ. Уже в тот период работало 594 школы и в них обучалось и воспитывалось 65000 учащихся.
Согласно мартовскому 1959 года Постановлению Верховного Совета Казахской ССР все средние школы республики требовалось перевести на трудовое и политехническое семилетнее образование. Ставилась основная задача перед школами - наряду с политехническим образованием готовить учащихся к труду, давать нравственное и эстетическое воспитание школьникам. В эти годы в целях постепенного перехода на получение среднего образования семилетние школы с соответствующей материально-технической базой были преобразованы в средние школы. В начале 80-х годов количество средних школ достигло 185-ти. В течение 1976-1980 годов вошли в строй ещё 36 школ на 24000 мест, построенных по типовому проекту. В связи с увеличением количества школ со средним образованием требовалось укрепление их материальной базы.
В целях повышения качества знаний учащихся в семилетних и средних школах была введена система кабинетного обучения предметов. В 1970 году в школах области было 632 кабинета, а к 1980-1981 учебном году эта цифра достигла 3500 тысяч. Для получения подростками основного и среднего образования большое значение имели интернатные учреждения. В эти годы количество школ-интернатов различного типа достигло 100, в них воспитывалось свыше 6,2 тысяч детей. Для всестороннего воспитания учащихся важную роль играли внешкольные учреждения. Среди них дома пионеров, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, техников, работали дворовые подростковые клубы.
В стенах школ для подготовки к труду и с целью начальной профориентации в городах работали учебно-производственные комбинаты, в сельских школах – трудовые ученические бригады. Производственные ученические бригады и отряды юных лесников охватывали более 10 000 детей и подростков. Особую признательность получили ЛТО (лагери труда и отдыха). В 1932 году указом наркома пищевой промышленности создан молочный техникум. В г. Павлодаре в 1935 году была открыта школа медицинских сестер, ныне медицинский колледж. В пятидесятые годы открыты музыкальное училище, зооветеринарный техникум, Экибастузский горный, Ермаковский физкультурный техникумы, Ермаковское культпросветучилище. В настоящее время системе технического и профессионального образования входят 28 профессиональных лицеев и 36 колледжей. Контингент обучающихся составляет более 16 тысяч человек по 64-м специальностям на базе основного и общего среднего образования.
Большое значение имела инициатива трудовых коллективов города Экибастуза по сотрудничеству педагогических коллективов с предприятиями и организациями города по вопросам высокогуманного воспитания детей и подростков. Эту инициативу поддержала вся общественность республики. Работа в этом направлении позволила повысить успеваемости учащихся, сократить количество нарушение общественной дисциплины и правопорядка несовершеннолетними. В 2008 году Павлодарская область отметила 70-летний юбилей. Сегодня область представляет мощный промышленный и сельскохозяйственный регион, с уникальными индустриальными гигантами, с развитой транспортной и социальной инфраструктурой. Важную роль в экономическом и социальном развитии области играет сформированная система образования.
Система образования области представляет реальные возможности для выбора учащимися различных форм обучения, типа учебного заведения, уровня получения образования. В области функционируют инновационные учебные заведения: дошкольные гимназии, общеобразовательные лицеи и гимназии, школы для одаренных детей. Сформирована сеть внешкольных организаций образования – это областной Дворец школьников и дома детского творчества в районах и городах, музыкальные и спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, подростковые клубы в микрорайонах городов. В области полностью завершена компьютеризация школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. К сети Internet подключены все школы, области ведётся оснащение организаций образования мультимедийными кабинетами, интерактивными досками и проекторами, лингафонным оборудованием, обновляется компьютерная техника. Развитие системы образования сопровождается ежегодным увеличением финансирования. С 1998 по 2010 год расходы на образование увеличены в 6 раз (с 4,2 млрд. тенге до 25,5 млрд. тенге).

 

 

Государственные услуги